Что представляет собой топливно-заправочный комплекс Московской области?
Топливно-заправочный комплекс Подмосковья является одним из самых динамично развивающихся в России, одним из самых крупных по потреблению нефтепродуктов и самым разнообразным по количеству представленных на рынке нефтепродуктов компаний, где нет ни одной доминирующей.
Благодаря этому в области создана конкурентная среда на рынке нефтепродуктов. В связи с динамичным изменением ТЗК, поглощением одних компаний другими, меняется количество автомобильно-заправочных станций (АЗС) и их владельцы. Для создания единой базы данных по наличию АЗС, многофункциональных автомобильно-заправочных комплексов (МАЗК) Подмосковья, по инициативе ММНС при поддержке правительства области с привлечением транспортной инспекции был проведен мониторинг существующих объектов ТЗК и составлена база данных.
На сегодняшний день в Подмосковье насчитывается - 58 нефтебаз и наливных станций с общим объемом хранения около 2 млн. куб. метров, 1400 коммерческих АЗС и МАЗК, 400 ведомственных АЗС, и порядка 40 предприятий, занимающихся обеспечением ведомств, учреждений и предприятий Московской области.
Какие компании являются основными игроками на топливно-заправочном рынке Подмосковья? Как представлен на нем малый и средний бизнес?
Вертикально интегрированные компании занимают 51% рынка Московской области. Из них Роснефть имеет 67 АЗК, Лукойл - 76 АЗК, Татнефть - 95 АЗК, Сибнефть - 38 АЗК, ТНК ВР - 58 (из них ВР - 20 АЗК).
Оставшиеся 49% - представители малого и среднего бизнеса (владельцы от одной до 30 АЗС). Это такие компании как ООО "Нефто-Сервис" (нефтебаза и 16 АЗС), ООО "Одинцовская региональная нефтяная компания" (нефтебаза и 23 АЗС), ООО "Управляющая нефтяная компания" (15 АЗС), ООО "Транс-АЗС" (30 АЗС) и другие, более мелкие.
При этом, как я уже отмечал, структура рынка меняется очень быстро.
Сколько Московская область потребляет бензина и дизельного топлива в год? Какова динамика увеличения потребления?
Московская область потребляет около 6,5 млн. тонн нефтепродуктов в год, из них 4,5 млн. тонн бензина и 2 млн. тонн дизельного топлива.
Каждый год эти цифры увеличиваются приблизительно на 10-15% за счет роста транзитного транспортного потока и парка грузового, пассажирского и частного автотранспорта, а также интеграции москвичей в область.
В Подмосковье активно ведется строительство жилья, а это приводит к появлению новых АЗС или увеличению объемов продаж существующих.
Когда построят ЦКАД и новую платную дорогу Москва - Санкт-Петербург, увеличится пропускная способность транспортной системы и появится потребность в новых современных ТЗК с большим количеством дополнительных сервисов и услуг.
По моему мнению, строительство этих объектов будет поручено вертикально-интегрированным компаниям (ВИНК), потому что ТЗК такого формата могут позволить себе только крупные компании.
Хотя и нами, Московским межрегиональным нефтяным Союзом, разработан оригинальный проект под названием "Мельница", который можно реализовывать на трассах такого масштаба: это 4 АЗС - представителей ВИНК или малого и среднего бизнеса, с торговым центром и кафе. Он позволит конкурировать этим компаниям между собой.
Какие проблемы и перспективы развития у малого и среднего бизнеса на рынке нефтепродуктов в Подмосковье?
Проблем много и одна из основных - это нестабильная ситуация на рынке нефтепродуктов, постоянные необоснованные колебания цен.
Второй проблемой является долгая и многоступенчатая процедура получения разрешения на строительство новых и реконструкция старых АЗС.
Третья проблема - повседневная эксплуатация АЗК в условиях отсутствия регламентирующего документа о проверках объектов ТЗК и полномочиях контролирующих органов. На сегодняшний день проверять работу объектов ТЗК могут практически все службы, руководствуясь внутриведомственными инструкциями.
Немаловажным вопросом является перевозка нефтепродуктов автомобильным транспортом. Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автотранспортом установлены предельно допустимые весовые и габаритные параметры транспортных средств - максимально 38 тонн, а автомобильная промышленность выпускала спецтехнику, которая при полной загрузке превышает эти нормы. Возникает прецедент, заводы выпускают транспорт, заведомо запрещенный к эксплуатации. Порядок оформления допусков на такую технику очень сложный и делается на каждую трассу отдельно, в дорожном управлении эксплуатирующим ее. В результате возникает очередной повод для поборов на дорогах сотрудниками ГИБДД. Владельцы автотранспорта для перевозки нефтепродуктов вместо того, чтобы пополнять дорожный фонд, пополняют карман недобросовестных сотрудников ГИБДД. Почему не сделать оформления допуска автомобилей по принципу одного окна? Все перевозчики готовы платить эти взносы, понимая, что деньги пойдут на строительство и восстановление дорог.
В последнее время резко увеличилось количество жалоб на некачественный бензин. С чем это связано?
Рынок нефтепродуктов практически разделен между ВИНКами, при этом они преимущественно снабжают свои сбытовые сети, а всех остальных по остаточному принципу. Тот, кто доминирует на рынке нефтепродуктов в том или ином регионе, тот и диктует как цены, так и правила игры. Оптовые цены внутреннего рынка выросли, вплотную приблизившись к розничным. Маржинальность стала практически нулевой.
Условия подобно рода всегда порождают всплески реализации на рынке суррогатных нефтепродуктов.
Если говорить о качестве топлива на АЗС, то проблемы просты до банальности. Проверять качество нефтепродуктов на АЗС имеет право только Ростехрегулирование (один раз в два года), но и на это не всегда есть средства. АЗС сами должны раз в месяц сдавать пробы топлива на анализ, но это надежда только на самоконтроль и порядочность. На Межведомственной комиссии при правительстве Московской области поднимается вопрос о контроле качестве топлива на АЗС. Сейчас ММНС готовит предложение по организации данных мероприятий, но не все так просто. Один анализ одного вида топлива на АЗС стоит порядка 15-16 тыс. рублей, четыре вида - 64 тыс. рублей. Оплачивает расходы проверяющая сторона.
На АЗС с нормальной реализацией резервуары заполняются минимум один раз в сутки.
Где брать деньги на проведения проверок - не совсем понятно.
В настоящий момент ММНС работает над проектом объединения независимых АЗС под единым брендом. Утвержден бизнес-план, управляющая компания находится в стадии регистрации, определены первые участники в стадии регистрации - 53 АЗС - члены ММНС.
Данная инициатива позволит контролировать в рамках своей сети качество топлива и услуг и прийти к единым стандартам. Будет значительно легче вести бизнес и договариваться с представителями крупного бизнеса о регулярных поставках.
В чем отличия и сходство между отечественными и иностранными АЗС?
Технически отечественные заправки оснащены не хуже и внешний вид наших заправок часто даже лучше европейских, но на наших АЗС основной источник дохода - продажа бензина, а на Западе - сопутствующие услуги (магазин, автосервис, шиномонтаж и т.д.). К этому мы должны стремиться. Это является основной идеей создать ММНС-Сети.
См также: